Меню

Главная » Новости » В мире и в России сложилась напряжённая ситуация, связанная с распространением нового инфекционного заболевания – коронавирусной инфекции (covid-19)

В мире и в России сложилась напряжённая ситуация, связанная с распространением нового инфекционного заболевания – коронавирусной инфекции (covid-19)

3 апреля 2020

В мире и в России сложилась напряжённая ситуация, связанная с распространением нового инфекционного заболевания – коронавирусной инфекции (covid-19). К сожалению, и наша республика не стала исключением.

При таких обстоятельствах гражданам необходимо знать о правовом регулировании данных вопросов. Какие обязанности есть у граждан в  условиях пандемии? Какую ответственность они несут за их нарушение?

Чем урегулирована ситуация с пандемией?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  (далее – Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения;

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Какие права есть у граждан в этой сфере?

В силу ст. 8 названного Закона граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

А какие есть обязанности?

Согласно ст. 10 названного Закона у граждан имеются обязанности, в частности:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический  надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Предусмотрена ли законом обязательность обследования, лечения и госпитализации?

Да, в силу ст. 33 закона больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все случаи инфекционных заболеваний подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления.

А чем урегулирована коронавируская инфекция, какой она имеет статус?

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (код по МКБ-10 – В34.2).

На каком основании вводятся в России и в республике ограничительные мероприятия?

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

В силу п. 10 названной статьи закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации решением Правительственной комиссии, глав регионов, муниципалитетов и руководителей организаций на их  территории могу приниматься меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в т.ч.:

— ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;

— приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС , если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на её территории.

В соответствии с п. 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утв. постановлением Правительства РФ  от 30.12.2003 № 794, решениями о введении режима повышенной готовности определяется, в частности, перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС.

Конкретные ограничительные меры введены Постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации: от 31.01.2020 №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Объявлен ряд рекомендаций, соблюдение которых необходимо для предотвращения распространения вируса. Они размещены на сайте Минздрава РФ (https://www.rosminzdrav.ru/).

Указом главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года № 88 "О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Калмыкия" введён режим повышенной готовности, в связи с которым установлен ряд запретов и ограничений для граждан и организаций.

В указанной связи уполномоченными ведомствами сегодня  принимаются необходимые меры по изоляции граждан, приостановлению деятельности организаций, транспортного сообщения, госпитализации заболевших.

А предусмотрена ли законом обязанность граждан заниматься профилактикой распространения заболевания?

Да, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» граждане в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Между тем, в виду разных причин, а чаще всего по причине безответственности и несознательности, граждане могут нарушать режим изоляции (самоизоляции, госпитализации).  Указанное приводит к серьёзным последствиям, как для самого гражданина, так и для окружающих.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение указанных обязанностей?

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влечёт административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде 

на граждан от 15 до 40 тыс. руб.;

 на должностных лиц - от 50 до 150 тыс. руб.;

на индивидуальных предпринимателей (ИП)  от 50 до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц от 200 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если указанные действия повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, то виновнику грозит еще более суровое наказание в виде штрафа до 1 млн. руб. или приостановлении деятельности.

Кроме того, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ в виде штрафа.

Предусмотрена ответственность и за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, войск национальной гвардии в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 19. 3 КоАП РФ), а также за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (ст. 19.4 КоАП РФ).

Кроме того, в случае неисполнения предписаний органов Роспотребнадзора, в т.ч. об изоляции (самоизоляции), гражданин несёт административную ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Кроме того, Уголовный кодекс РФ дополнен новыми статьями 207.1 "Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" и 207.2 "Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия".

Новые меры административной ответственности  за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 2, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а равно за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Кроме того, названная статья дополнена частью 3, устанавливающей повышенную административную ответственность за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 13.15 Кодекса дополнена частью 10.1, предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, а также частью 10.2, предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Внесены дополнения в статью 14.42 Кодекса. Теперь часть 4 предусматривает административную ответственность за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части, касающейся установления предельных размеров оптовых надбавок или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные лекарственные препараты.

Глава 20 Кодекса дополняется статьей 20.6.1, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. При этом указанные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу либо совершенные повторно, влекут повышенную административную ответственность.

В статье 20.16 Кодекса уточняются положения, устанавливающие административную ответственность за осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо оказание охранных услуг лицом, не имеющим правового статуса частного охранника, а также за осуществление частной детективной (сыскной) деятельности без специального разрешения (лицензии).

Кроме того, Федеральным законом устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, частью 4 статьи 14.42, статьей 20.61 Кодекса, а также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Установлено, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 Кодекса. Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, на период до 31 декабря 2020 года правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 1 апреля 2020 года.

Утверждены временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты больничных в период карантина

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина.

Документ распространяется на лиц, прибывших в Россию из стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией, а также на проживающих совместно с ними лиц. Заявление о выдаче больничного подается через Единый портал госуслуг. Если у гражданина нет доступа к данному ресурсу, за него это может сделать другое лицо, имеющее личный кабинет на портале.

Прописан порядок составления заявления о выдаче листка нетрудоспособности, перечислены прилагаемые документы. В частности, нужно подтвердить пребывание на территории иностранного государства (это может быть проездной билет или отметка в загранпаспорте).

Постановление вступило в силу с 20 марта 2020 г. и действует до 1 июля 2020 года.

Подробнее c документом можно ознакомиться на сайте Гарант-http://www.garant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Законодателем введена ответственность за реализацию недоброкачественных медицинских изделий, совершенных с использованием средств массовой информации, в том числе сети «Интернет»

Федеральным законом статья 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частью 3, устанавливающей административную ответственность за реализацию фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных или незарегистрированных лекарственных средств или фальсифицированных биологически активных добавок либо реализацию фальсифицированных, контрафактных или недоброкачественных медицинских изделий, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-­телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При этом согласно примечанию к указанной статье данные действия не являются административным правонарушением, если реализация и (или) ввоз незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, и (или) указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.

Одновременно с этим в часть 1 статьи 3.5 Кодекса, в части 1 и 2 статьи 6.33, а также в часть 1 статьи 14.42 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 1 апреля 2020 года.

Ужесточена ответственность за распространение заведомо ложной информации

Федеральным законом от 01.04.2020 №100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 207.1, устанавливающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в частности о чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемией, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от этих обстоятельств.

За совершение указанного деяния предусматривается такое наказание, как штраф в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей, обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительные работы на срок до одного года или ограничение свободы на срок до трех лет.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьей 207.2, в соответствии с которой устанавливается ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Если такие последствия будут выражаться в причинении вреда здоровью человека, виновное лицо может быть осуждено к штрафу в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо к исправительным работам на срок до одного года, либо к принудительным работам на срок до трех лет, либо к лишению свободы на тот же срок. В случае если указанное деяние повлекло по неосторожности смерть человека, виновному лицу будут грозить штраф в размере до двух миллионов рублей, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

В целях защиты граждан от угрозы распространения инфекционных заболеваний вносятся изменения в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. В частности, ответственность устанавливается за нарушение таких правил не только в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание людей, но и в случае, если действиями виновного лица создана угроза массового заболевания. При этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы увеличен с одного года до двух лет. Кроме того, вводится повышенная ответственность за нарушение санитарно- эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В этом случае предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до семи лет.

Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях уточнения подсудности и подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 207.1, 207.2 и 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Дата создания: 03-04-2020
Дата последнего изменения: 03-04-2020
Администрация
Северное сельское
Муниципальное образование Республики Калмыкия
359225, республика Калмыкия, Лаганский р-н,с. Северное, ул. Новая, 4
Телефон:
8(84733)
9-83-01
Телефон: 8(84733) 9-83-01
Бухгалтерия: 8(84733) 9-83-01
Факс: 8(84733) 9-81-25
Версия для слабовидящих
Написать письмо
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: